«Ученик чародея»: сказочные стиляги

В дорогом и красивом фэнтези наследник Гарри Поттера бьется с китайским драконом и зловещей матрешкой

  • «Люди используют 10 % возможностей мозга, — объясняет герой Кейджа. - Маги же полностью задействуют его возможности. Поэтому ты так хорошо понимаешь молекулярную физику»
    «Люди используют 10 % возможностей мозга, — объясняет герой Кейджа. - Маги же полностью задействуют его возможности. Поэтому ты так хорошо понимаешь молекулярную физику»Все фотографии

Не последние умы кинобизнеса продолжают попытки клонировать Гарри Поттера. В антрактах между триумфальными выходами маленького волшебника на экраны (напомним, что в ноябре мы впервые увидим Поттера в 3D) поклянчить зрительской любви выходят то Перси Джексон, то другие детки непростой судьбы. Впрочем, даже если им накидывают в шляпу денег, с любовью как-то не выходит. Культ и верные последователи есть только у Поттера, прочих же в лучшем случае встречают с любимой присказкой неразборчивого зрителя: «нормальный фильм, один раз посмотреть можно». На этой неделе за местечко в сердце любителей «Поттера» бьется «Ученик чародея»: фэнтези от создателей франшизы «Сокровище нации», положивших увесистый бюджет на доказательство того, что и в современном Нью-Йорке есть место старомодной волшебной сказке.

Справка: «Ученик чародея» (США) — диснеевское фэнтези о нью-йоркском студенте, которого берет в ученики стареющий волшебник. Продюсер — Джерри Брукхаймер, стоявший за «Пиратами Карибского моря», «Армагеддоном» и прочими хитами. Режиссер — Джон Тёртелтауб («Сокровище нации»). В ролях — Николас Кейдж («Дикие сердцем», «Угнать за 60 секунд»), Джей Барушель («Слишком крута для тебя»), Альфред Молина («Принц Персии»), Моника Белуччи («Необратимость»). Бюджет — 150 миллионов долларов. 120 минут.

От расплодившегося в нулевые годы семейства альтернативно одаренных волшебными способностями отроков «Ученика чародея» отличает отсутствие более или менее раскрученного источника: снято кино не по бестселлеру, а в некотором смысле по Гете… Точнее, «Ученик» вдохновлен одной из частей классической диснеевской фантазии 1940 года. В качестве подмастерья матерого мага там колдовал Микки Маус, а мультфильм о том, как Микки получил под хвост волшебной метлой, в свою очередь вдохновлялся балладой Гете.

В Нью-Йорке наших дней на свободу выходит отсидевший десять лет (в китайской вазе) мужичок в старомодном пальто и котелке — злой маг Максим Хорват (Альфред Молина), намеренный найти и открыть матрешку, в которую упрятана волшебница Моргана. Моргана же хочет (и может) срочно устроить конец света. Добрый волшебник в исполнении Николаса Кейджа с такой политической программой не согласен. Тут, как известно, должен появиться Избранный, Иной или что-то в этом роде. Им оказывается Дэйв, студент-физик, с сопутствующими специализации странностями и боязнью девушек. От службы в рядах чародеев Дэйв вначале, как водится, пытается откосить — хотя бы потому, что чародеи, оказывается, носят те кошмарные дедовские остроносые ботинки, которые девицы порицают наравне с носками в босоножках. Но постепенно втягивается и учится метать в темных магов шаровые молнии, воспламенять взглядом и передвигать тяжести силой мысли.

В «Ученике чародея» целых две любовных линии: застенчивый физик с тайными магическими способностями понемногу решается заговорить со своей школьной любовью…
«Ученик» может похвастаться проработанным, изобретательным и стильным дизайном волшебного мира, оплетающего современный Нью-Йорк.

На китайском празднике в Чайнатауне гигантский бумажный дракон превращается в настоящего, беснующегося в толпе и лезущего на стенку, — причем превращение мы видим глазами аниматора, сидящего в самом брюхе обращающегося в плоть чудовища. Юный физик повторяет опыты Николы Теслы на заброшенной станции метро — старинные приборы искрят голубыми молниями. «Ученик чародея», конечно, слишком детское кино, чтобы уверенно шутить про физику, — однако оно пытается; и наука с магией срастаются в нем столь же органично, как нанотехнологии с заговорами от поноса и импотенции — в головах зрителей популярных оккультных шоу на российском телевидении.

Николас Кейдж то летает над городом на стальном орле из клепаных листов железа, то гоняет на старинном автомобиле, въезжая в витрины, чтобы попасть в зазеркалье (а потертый плащ Кейджа из сыромятной кожи вообще затмевает славного своим фирменным унынием артиста).

Стиляги-волшебники то и дело мерятся между собой разными волшебными девайсами — от старинной магической книги с завитушками до играющей ключевую роль кавайной матрешки, внутри которой спрятана Моника Белуччи. Увы, к большому разочарованию пап маленьких зрителей, сама Моника в полный размер появится только на пять минут. Еще один образец ретрошика — ученик злого колдуна: похож на помесь Дэвида Боуи с Билли Айдолом и Мартином Гором, носит мрачный маникюр и каблуки и подрабатывает звездой шоу-бизнеса.

…а у его наставника, опытного мага в исполнении Николаса Кейджа, болят старые сердечные раны
— Ты что — меня не узнаешь?
— Ты из «Депеш Мод», что ли?


Любители фильмов жанра «один раз посмотреть можно» могут твердо рассчитывать на красивую и эффектную сказку: если сравнивать последние фэнтези-аттракционы, «Ученик чародея» неожиданно оказался куда забавнее и изящнее не только «Перси Джексона», но и «Принца Персии».

Детям должны понравиться и волшебные фокусы, и шутки (герой то и дело просится в туалет). Зритель же привередливый, пожалуй, скажет, что все эти волшебные специи из лавки чудес — известный поварам способ замаскировать тухловатую основу блюда (а как еще назвать историю о неудачнике, который оказывается избранным, вначале немножко капризничает, а в конце, поднатужившись, спасает мир?). Тем не менее назвать «Ученика» неудачным язык не поворачивается. Каникулярному аттракциону для зрителей, которые просто в силу возраста не успели устать от штампов, сборка из проверенных деталей простительна. История в «Ученике» чисто механическая — но работает очень ладно. И, наконец, для насквозь просчитанного коммерческого продукта старое доброе волшебство и таинственные миры, скрытые в подземке и подворотнях современного мегаполиса вышли на редкость убедительными — не хуже чем в «Поттере», уж точно. В общем, это один из тех фильмов, на которых взрослых вдруг осеняет: ах, как же повезло современным деткам с развлечениями.


Елена Полякова
Фото kinopoisk.ru

Читайте также

Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI