«Мне бы в небо»: Клуни на крыльях ночи

На экраны выходит лента, ставшая главным кошмаром офисного планктона

  • «Мне бы в небо» — кино о разновидностях суррогатов счастья. Буквальное воплощение мысли — картонные молодожены, которые фотографируются у достопримечательностей, как гном из «Амели»
    «Мне бы в небо» — кино о разновидностях суррогатов счастья. Буквальное воплощение мысли — картонные молодожены, которые фотографируются у достопримечательностей, как гном из «Амели»Все фотографии

До российских экранов наконец-то дошел один из главных американских фильмов прошлого года — комедия «Мне бы в небо» с Джорджем Клуни. Западные критики дружно включили «Мне бы в небо» в десятку лучших картин ушедшего года. У фильма шесть номинаций на «Золотой глобус» и неплохие шансы хорошенько поучаствовать в оскаровской гонке. Режиссер Джейсон Райтман уже в «Здесь курят» и «Джуно» заполучил репутацию тонкого исследователя современных нравов, умело балансирующего между циничной правдой жизни и голливудской сентиментальностью. «Мне бы в небо» репутацию только укрепляет.

Райан Бинэм (Джордж Клуни) — пижон, словно сошедший с рекламы дорогого виски, — проводит большую часть года в командировках по Штатам. Он — специалист по увольнениям, бич божий для офисных работников. Каких только узких специальностей не встретишь в наши дни — вот и в мастерстве обтекаемых формулировок («никаких претензий лично к вам нет») и оптимистичных мантр («возможно, это шанс начать новую жизнь») есть свои гуру. Как историю про лыжников логично снимать зимой, — так и историю про такого специалиста логично выпустить на гребне экономического кризиса. Язвительный парадокс «Мне бы в небо» в том, что, пока сокращаются места в автомобильной промышленности и строительстве, довольно абсурдное рабочее место Райана остается непоколебимым. Правда, под угрозой модернизации — молодая специалистка с красным дипломом и тугим хвостиком, перетянутым резинкой, предлагает заменить командировки карательных специалистов увольнениями посредством видеообращений через интернет.

Отказ от командировок ставит под угрозу смысл жизни Райана, сделавшего себя воплощением странствующего самурая в современной версии: ни подруги, ни прислуги, ни дома, ни любимого авто, ни собаки.

Карьера, потребительство и отношения, в которых маниакально боятся обязательств, — тоже суррогаты
Это не означает, что герой Клуни свободен от потребительства: его страсть — перелеты, бонусы от авиакомпаний и искусство укладывания багажа. Плюс у летучего американца есть и столь же летучий любовный интерес — такая же бизнес-странница Алекс (Вера Фармига), с которой героя без обязательств и формальностей иногда на одну ночь в отеле сводят командировочные графики.

Популярную проблему роли работы в жизни современного человека — где грань между бизнесом и личным, можно ли держать карьеру за смысл жизни? — «Мне бы в небо» вертит и так, и эдак. Фильм иронизирует над оптимистичными лозунгами бизнес-тренингов и корпоративной идеологией. Но «Мне бы в небо» не ограничивается протестом против «офисного рабства». Наоборот, этот протест, — очень модный в последнее время, — выглядит глупо на фоне проходящей перед Райаном вереницы растерянных людей предпенсионного возраста (кстати, на съемки пригласили реальных потерявших работу из-за кризиса американцев).

«Мне бы в небо», — на первый взгляд, элегантная романтическая комедия, а на самом деле — довольно грустная история, повествующая, что стройные теории о том, что такое счастье и как его достичь, как правило, не работают.

«Мне бы в небо» — комедия, но довольно грустная: здесь много сказано о заменителях счастья, но не дано его готовых рецептов
Разумеется, глянцевый идеал небесного бродяги, которым живет герой Клуни, рассыпается, как довольно суррогатный вариант счастья, довольно быстро. Но следом проверяются и традиционные домашние рецепты счастья — семья и тому подобное — и оказывается, что они работают не всегда и не для всех.

Американские критики, очарованные неоднозначностью «Мне бы в небо», сравнивают его с фильмами Билли Уайлдера. Для российского зрителя «Небо» может перекликаться с советскими экзистенциальными зарисовками вроде «Полетов во сне и наяву» или «Осеннего марафона». И тут, и там обаятельный герой плывет по реке повседневности на плотике сомнительной с точки зрения строгой морали жизненной позиции. И так же как же они, «Небо», вероятно, в значительной степени непереводимо. Иначе трудно объяснить, почему страстно любимое на родине «Небо» российскому зрителю кажется милым, неглупым фильмом, но никак не потрясением года. Трудности перевода оказываются на редкость ощутимыми — на прозрачное, но твердое и холодное стекло разницы менталитетов и быта натыкаешься постоянно. Завоевывает в итоге обаяние Клуни, который здесь хорош как никогда: его мутация в джентльмена из старых золотых голливудских комедий вошла в финальную стадию — стареющий красавец того и гляди станет черно-белым.


Елена Полякова
Фото film.ru

Читайте также

Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI