«Миссия невыполнима-4»: взорвать Кремль

Новая серия блокбастера показала, что спасти Россию от катастрофы может только американский герой

«Сергей, ты что, не русский? Сергей, так ты что — не Сергей?» — тревожно расспрашивает своего кореша диковатый лохматый зэк. Конечно, не Сергей — это ж Том Круз! И уже в четвертый раз у него невыполнимая миссия: на этот раз он должен предотвратить ядерный удар России по США. Вообще уходящий год был на редкость беден на хорошие блокбастеры. Зато — щедр на высокобюджетные разочарования (от последних «Пиратов Карибского моря» до всевозможных «Войн богов»). Только напоследок выскочило отлично смазанное, крутое на поворотах кино, на котором действительно можно местами набить рот попкорном и забыть его проглотить.

Справка: «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (Mission: Impossible — Ghost Protocol; США, 2011). Четвертый фильм франшизы о подвигах секретного агента Итана Ханта — на этот раз он обвинен во взрыве Кремля и пытается предотвратить ядерную войну. В ролях — Том Круз, Джереми Реннер («Повелитель бури»), Саймон Пегг («Типа крутые легавые»), Владимир Машков. Режиссер — Брэд Берд («Рататуй», «Суперсемейка»). Бюджет — 140 млн долларов. 133 мин.

«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» начинается со спровоцированного длинной рукой американских агентов бунта в Москве. Точнее — в московской тюрьме. Но, по версии «Миссии» (практически, кстати, не приправленной крепкой клюковкой), Москва вообще выглядит населенной сплошь военными, зэками и вертухаями — с редкими вкраплениями физиков-ядерщиков. Бунтующие зэки жгут все подряд и смеются.

Равнодушно отдыхавший на нарах мужик в майке-алкоголичке вдруг оборачивается к камере аристократическим профилем и оказывается собственно Томом Крузом. Вернее, своенравным американским суперагентом Итаном Хантом. Хант улыбается на миллион долларов и начинает с треском разбивать черные лакированные головы спецназовцев о грязные стены. Выбравшись из тюрьмы по канализационным катакомбам, герой еще с полфильма не покидает нашу родину. Даже не помывшись, он оповещает свою новую команду — решительную женщину с душевной травмой и комиковатого хакера, — что они прямо сейчас идут воровать досье из архивов Кремля.

Чтобы попасть за зубатые стены, Том Круз, как и было обещано в слухах со съемочной площадки еще год назад, действительно переодевается в российскую офицерскую форму и клеит сталинские жесткие усы.

«Главное — лица кирпичом, и мы пройдем в Кремль».

Лица кирпичом и невиданные технические штуковины, которые прямо-таки сыплются у героев из штанин, доводят до тайной комнатки в Кремле, — но нужные документы уже украдены, а заодно пропал и ядерный чемоданчик. Уходя, оглянувшись, Итан Хант видит, как в тучах пыли за ним оседают башни Кремля и пулеметно разлетается брусчатка Красной площади.

Российское телевидение традиционно выбирает из всех возможных версий случившегося самую дурацкую (взрыв газа). Хмурый патриот из российских спецслужб (естественно, в исполнении Владимира Машкова) обвиняет очнувшегося в больнице Ханта в подготовке теракта. Международные отношения испорчены. Отряд Ханта объявлен вне закона и остался без связи и поддержки.

А им тем временем нужно гоняться по Арабским Эмиратам и Индии за укравшими ядерный чемоданчик террористами, готовыми нажать кнопку. Впереди — погоня в пыльной буре, марш-ползок по стене самого высокого в мире небоскреба, драка насмерть двух обученных убивать одним каблуком женщин (в лучших традициях бондианы) и отсчет последних минут перед третьей и последней мировой войной.

По шикарным отелям за неизменно элегантным Хантом столь же неизменно следует небритый и в черной кожанке герой Машкова, с годами ставшего похожим на прошедшего стажировку в НКВД Полиграфа Полиграфовича Шарикова, крича вслед: «Постой, командир!».

Четвертая «Миссия» с ее московским демаршем, крушением доселе незыблемого и американцами, которые всегда во всем виноваты, выходит в российский прокат — к взбудораженным политикой, ощутившим вкус размораживающейся истории российским зрителям удивительно своевременно. Точно так же сразу несколько фильмов про злых капиталистов ловко вышли как раз в разгар левацких бунтов на Западе. Ничего удивительного или заговорщицкого в этом нет — скорее дело в том, что Голливуд массированно лупит по всему подряд и, естественно, время от времени попадает в воронку.

Изначально «Миссия невыполнима» была сериалом, который выходил в конце 60-х – начале 70-х — как раз после пика холодной войны. В середине 90-х ретро-шпионов воскресили для большого экрана — нынешний фильм уже четвертый. С тех пор, как Том Круз в первой «Миссии» с тревожным лицом воровал лампочки в пражской гостинице, прошло 15 лет. И все эти годы «Миссия» была на слуху и зарабатывала деньги. Но культовой как-то не стала. Да и агент Итан Хант, несмотря на звездное лицо и дерзкие замашки, так и не встал в один ряд с Джеймсом Бондом, женщиной Никитой и прочими незабываемыми.

Четвертая «Миссия» особо не отличается по духу от предыдущих. Тут по-прежнему сплошной биатлон: «беги-стреляй-беги». Как и раньше, каждый пень на пути суперагентов нашпигован чудо-техникой. Как и прежде, сюжет предсказуем — зато непредсказуема драматическая мимика Круза. Принципиальное обновление новой версии — режиссер Брэд Берд, перелетевший в «настоящее» кино со студии Pixar, где он снял «Рататуй» и «Суперсемейку». С кинозвездами Берд обращается так же, как в Pixar обращаются с мультяшками.

Имеется в виду не только, что он швыряет их с высоты в вентилятор, вывешивает за ногу из поднебесного окна самого высокого в мире небоскреба и так далее, — но и то, что они у него оживают.

Оживает даже изначально довольно-таки резиновый агент Хант (собственно, поделом не ставший культовым героем). Так, наконец, снимается противоречие предыдущих «Миссий», в которых команда заслуженных артистов с карикатурной драматичностью разыгрывает пластилиновый мультик. Новая «Миссия» уже и не скрывает, что она — мультик, и это делает ее по-человечески обаятельной. К тому же она самая зрелищная из четырех — ее создатели решили сделать ставку не на вконец утомившее всех 3D, а на формат IMAX — эффект присутствия нисколько не пострадал.


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru



Читайте также

Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI