«Первый мститель: Противостояние»: суп из героев

В одном из самых ожидаемых блокбастеров года показывают войну Капитана Америки с Железным Человеком и ужасы промывки мозгов в ледяной и страшной Сибири

В прокат вышел «Первый мститель: Противостояние» — один из самых ожидаемых блокбастеров года, тринадцатый фильм кинофраншизы Marvel — и третий фильм из того ее подразделения, которое посвящено Капитану Америке. Снявшие новый фильм братья Руссо были режиссерами и предыдущего фильма про Капитана Америку — «Зимнего солдата». А дальше будут — вместо Джосса Уидона — снимать будущих «Мстителей». Судя по траектории, которая наметилась в «Зимнем солдате» и «Противостоянии», это может означать, что франшиза подрастеряет свое чувство юмора (которое выражается не только и не столько в шутках) — и вообще очаровательную легкость бытия.

Во время спецоперации в маленькой африканской стране наши супергерои нечаянно взрывают (неудачно отшвырнув желающего взорваться террориста) здание с людьми. Мировое сообщество требует как-то ограничить эту костюмированную самодеятельность и подчинить отряд Мстителей специальному комитету ООН. Мнения Мстителей о том, стоит ли под этим подписываться, расходятся. Тони Старк — за международный контроль, Капитан Америка считает, что он только помешает. Конфликт начинается с разных воззрений на геополитику и методы работы, но дальше, как и всякая гражданская война (а кино, которое в российском прокате идет как «Первый мститель: Противостояние», в оригинале вообще-то называется «Капитан Америка: Гражданская война»), обрастает всякими личными обстоятельствами и мотивами, расцарапывает старые шрамы. И вот всё идет к тому, что Капитан Америка и Тони Старк готовы друг друга убить. А их друзья-товарищи в общем-то не готовы, но все равно разделились на два лагеря и в какой-то момент сойдутся стенка на стенку.

В новом фильме не будет таких грандиозных зрелищ, как выдранная из земли целая страна, как в «Мстителях: Эре Альтрона», или разгром целых городов, но будет достаточно хореографически безупречных мордобоев.

Киноподразделения Marvel и DC Comics в этом году синхронно выдали фильмы о том, как защитники человечества, разойдясь во взглядах о допустимых и недопустимых рисках для мирного населения, бьются между собой насмерть. Marvel с «Противостоянием» в этой схватке однозначно побеждает DC Comics с «Бэтменом против Супермена», но не без потерь: победитель выходит, подрастеряв какую-то особенную легкость, которая свойственна вообще всем фильмам франшизы Marvel. Это довольно невеселый фильм. Железный Человек — который выглядит то ли окончательно додавленным комплексом вины за весь американский милитаризм, то ли просто персонажем, которого Роберту Дауни-младшему поднадоело играть, — практически не шутит. Все комическое и беззаботное отдано нововведенному в мир Мстителей очень юному Человеку-Пауку. В своем щенячестве он произносит самую запоминающуюся шутку тут: «Вы видели этот жутко старый фильм — "Империя наносит ответный удар"?».

С новым Человеком-Пауком нас знакомят (и, собственно, только для знакомства его в фильм и притащили) в преддверии его уже полного явления в собственном фильме 2017 года. Другие новые герои — это Черная Пантера, африканский принц, который в расстроенных чувствах ради мести одевается в костюм котика, и главный злодей фильма Гельмут Земо. Земо — максимально модифицированный по сравнению с комиксом-первоисточником персонаж. Его тихо и сдержанно — в соответствии с нынешней киномодой на злодеев, наглядно демонстрирующих что такое банальность зла и его 50 неброских оттенков, — играет хороший немецкий актер Дэниэль Брюль (верный сын в «Гудбай, Ленин», снайпер в «Бесславных ублюдках»). Снова появляется главный человек-проблема из прошлого «Первого мстителя» — Зимний Солдат с железной рукой и промытыми мозгами (мы узнаем чуть больше о том, как ему промывали мозги в секретной, расположенной, судя по всему, во льдах Сибири, лаборатории).

Впрочем, главная проблема в новом фильме — не какой-нибудь там конкретный злодей и даже не то, что поссорились Железный Человек и Капитан Америка, а совершенно (на нынешнем этапе развития человечества, пусть даже и в фантастическом варианте)

неразрешимая проблема того, что даже справедливые войны и контртеррористические операции всегда оборачиваются невинными жертвами.

Рефлексия насчет того, что в небоскребах, которые эффектно расшвыривают в разные стороны супермены, вообще-то полно народу, — в последнее время очень популярный способ придать блокбастерам вроде как оригинальность и неглупый вид. Но иронии над этим открытием сценаристов поубавляется, если задуматься над тем, что человечество открыло для себя эту тему немногим раньше, чем они. Переживания насчет того, как там мирному населению противника живется под бомбами, — новоприобретение человечества (такое же, как, скажем, снижение младенческой смертности с десятков процентов до десятых процента или открытие, что женщины и негры — тоже люди). Именно это новое осознание вызывает у современного человека такое сильное ощущение, что мир катится ко всем чертям, — сто лет назад миру было не лучше, но «проблемы негров шерифа не волновали».

И это осознание довольно невыносимо, потому что оно-то уже есть, а перспектив сделать мир заметно безопаснее для тех человечков, которые в блокбастерах и в выпусках новостей толпами гибнут на заднем плане, пока не видно. «Первый мститель: Противостояние» приходит к финалу с тем же выводом — и соответственно заканчивается грустно и серьезно.

То ли дело в этой серьезности, то ли в ощущении некоторой усталости франшизы — но лично у меня «Противостояние» оказалось не то чтобы нелюбимым, но одним из наименее любимых фильмов о мстителях.

Справедливости ради надо добавить, что я тут одинока: бóльшая часть рецензий на нового «Первого мстителя» — экстатические, и не одна называет его как минимум одним из лучших марвеловских фильмов.

Мы посмотрели уже ровно половину особо ожидаемых комиксов этого года — впереди еще «Люди Икс: Апокалипсис» (через две недели). В августе выйдет «Отряд самоубийц» DC Comics с Джаредом Лето в роли Джокера. А осенью — еще один комикс из вселенной Мarvel — «Доктор Стрэндж»: Бенедикт «Шерлок» Камбербэтч играет нейрохирурга, который открывает для себя альтернативные реальности под наставничеством бритой наголо Тильды Суинтон.

Оценка НГС.АФИША: 4 из 5


Елена Полякова
Кадры из фильма — kinopoisk.ru

Читайте также

Новости

https://bael5.variti.net/tohZ7?id=SMI